Мультиредактор. Ру  
     
   
 

Архетипы художественных текстов

  Архетипы текстов это –

·        Жанр

·        Поджанр

·        Штампы жанра

·        Стиль, которым написано произведение

·        Авторская индивидуальность

         Объединив эти признаки для каждого сочинения в каждом конкретном случае получаем свой архетип. Эльвира Барякина, профессиональный литератор, рассматривает жанры, поджанры и штампы наиболее популярные и употребительные.

 Вся литература делится на две категории:

 ·  Художественную (вымышленные сюжет и герои)

 ·   Нон-фикшн (нехудожественная, невыдуманная литература)

 Художественная литература делится на: 

· Жанровую (В рамках жанра, схемы, например, любой детектив развивается по схеме «преступление – расследование – изобличение преступника». Тут важен интересный сюжет)

· Мейстрим (Самое главное – это нравственное развитие героев, философия и идеология, а вовсе не сюжет. Профессиональные требования к автору мейнстрима гораздо выше. Книги этого вида пишутся на стыке жанров)

·   Интеллектуальная литература (Рассчитана на узкий круг и претендует на элитарность. Авторов интересует искусство ради искусства (автор такого рода литературы хочет сказать читателю – ты необязательно должен понимать меня, я пишу не ради тебя, а чтобы вскрыть/вынести себе мозг, но сделать это способами искусства). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальная проза имеет мрачный настрой) 

Жанровая литература делится на (наиболее употребительные): 

· Авангардная литаратура. Характеризуется нарушением канонов и языковыми и сюжетными экспериментами. Как правило, авангард выходит очень маленькими тиражами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой.

·   Боевик. Ориентирован преимущественно на мужскую аудиторию. Основа сюжета – драки, погони, спасение красоток и т.д.

·   Детектив. Основная сюжетная линия – раскрытие преступления

· Исторческий роман. Время действия – прошлое. Сюжет, как правило, привязан к значимым историческим событиям.

·  Любовный роман. Герои обретают любовь.

·  Мистика. Основа сюжета – сверхъестественные события.

· Приключения. Герои ввязываются в авантюру или отправляются в рискованное путешествие.

· Триллер/ужасы. Героям грозит смертельная опасность, от которой они пытаются избавится.

· Фантастика. Сюжет закручивается в гипотетическом будущем или в параллельном мире. Одна из разновидностей фантастики – альтернативная история.

·   Фэнтези/сказки. Основными признаками жанра являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр. Часто основывается на фольклоре.

 

Автор рассматривает подробно наиболее популярные жанры:

 Любовный роман

Чем отличается любовный роман от всех прочих? Тем, что любовные отношения между мужчиной и женщиной — это основа сюжета. Отсеки ее, и от книги останутся рожки да ножки.

Цель любовного романа — создание у читательницы прекрасной иллюзии: это она сама любит и любима.

Поджанры любовного романа

 Книги о любви делятся на следующие категории.

·   Чик-лит (от англ. chick-lit—литература для цыпочек). Поджанр возник благодаря многочисленным телесериалам, рассказыва­ющим о молодых девицах, думающих больше о карьере, чем о замужестве. Героиням около 20, они работают на низкооплачи­ваемой работе и мечтают о звездном будущем. И тут появляется ОН — менеджер высшего звена, бойкий репортер или заезжая телезвезда. При этом героиня — отнюдь не тургеневская девушка. Она может курить, материться и даже иметь не одну, а две-три любови всей жизни. Стиль изложения, как правило, ироничный. Повествование часто ведется от первого лица. На Западе выделяют еще и хен-лит, то есть литературу для куриц — дам более старшего возраста. Стиль изложения аналогичен чик-литу. Отличие заключается в том, что героине хен-лита обычно за 30, у нее все в порядке с деньгами и общественным положением, она замужем, но не за тем, за кем надо, или только что развелась. Еще одно ответвление этого поджанра — мам-лит, или майская литература. Все то же самое, но главная героиня имеет детей, и они существенно влияют на развитие сюжета.

·    Женская проза. Героиня менее эмансипирована и самоуверенна, не курит, не пьет и вообще примерная барышня. Принадлежит к среднему классу. Цель та же — найти мужчину своей мечты.

·    Гламур. Рассказ о сердечных драмах богатых и знаменитых. Они тоже ищут принца, но обязательно с полцарством в придачу.

·   Эротика. По ходу дела героиня с принцем много и часто занимаются сексом. Все это описано в красочных деталях.

·  Исторический роман. Поиск принца осуществляется на фоне замков, шестерки вороных и пышных кринолинов. «Историей» считается все, что было до 1920—1930-х годов. Более поздний период в глазах читателей выглядит не так романтично. Как пра­вило, исторические произведения — самые объемные из всех дамских романов. Они же отличаются наиболее проработанным сюжетом и характерами. При этом героиня и принц идут впереди своего времени и отличаются широтой кругозора и свободой от предрассудков.

·   Фантастика/ фэнтези. Поиски принца заводят героиню в будущее или в тридевятое королевство. Препоны любви чинят галактические пираты или Властелин Черного Меча.

·   Мистика. Любовная история развивается при участии потусторонних сил, как то: ведьмы, оборотни, вампиры, джины, ангелы и прочие паранормальные существа.

·   Триллер. Героям угрожает страшная опасность, они льнут друг к другу, в результате чего между ними возникает любовь.

·  Детектив. Обычно в этих романах есть третий лишний — покойник. Героиня и/или принц расследуют случившееся и параллельно любят друг друга.

·   Сага. Рассказывает о жизни женщины — от детства до пенсии. Соответственно любовь к принцу проносится через года.

·  Подростковая литература. Ориентирована на девочек 12— 17 лет. Посвящается первой любви.

·     Мейнстрим. В России мейнстрим обычно включают в какую-либо жанровую серию. На Западе публикуют и продвигают в качестве самостоятельного издания. Примеры любовного мейнстрима: «Унесенные ветром», «Лолита», «Три товарища». 

Экзотические для России поджанры

·  Антология. В одну книгу входит несколько повестей или рассказов, как правило, объединенных одной темой — например, курортный роман, День св. Валентина и т.п. (не согласна с автором, ибо антология это не жанр, а вид издания)

·   Этнический роман. Героиня принадлежит к этническому меньшинству, и это серьезно сказывается на ее взаимоотношениях с принцем. Речь не обязательно идет о расизме или национализме. Это могут быть истории негритянской пары, индейцев, латиноамериканцев и т.п. Глобализация и миграция делают этот поджанр весьма перспективным.

· Гомосексуальный роман. Рассказывается о трепетных чувствах сексуальных меньшинств. Нередко в этом поджанре присутствуют элементы эротики.

·  Духовный роман. Любовь снисходит на героев благодаря вере. По ходу дела героиня может сама искать Бога и приобщать к Нему Принца.

·    История с продолжением. Это серия романов, сюжет которых разворачивается вокруг одного и того же места действия или события. Создается группой авторов, которые заранее оговаривают детали, например: историю городка, биографии главных героев и т.п. Потом каждый из них разрабатывает свою линию.

·   Медицинская романтика. Истории о любви докторов и медсестер настолько популярны на Западе, что их выделили в особый поджанр. Характерная черта — автор должен отлично разбираться в медицине и достоверно воссоздавать атмосферу больницы. 

На что нужно обращать внимание при написании любовного романа

 Вашу книгу купят только в том случае, если она сразу заинтригует редактора (а потом и читателя). Поэтому если вы претендуете на место в любовной серии, не начинайте рассказ с детства героини, с описания исторических событий, параллельных миров, прекрасной местности и т.п. Вы продаете историю любви — значит начинайте с обещания интересной истории любви. К детству и мирам можно будет вернуться потом — в порядке флэш-бэка. Отличное начало — это действие, которое показывает героиню во всей красе: что это за женщина, чем именно она интересна и т.п.

Главным героям должно быть интересно друг с другом. Следите за тем, чтобы их разговоры содержали что-нибудь еще, кроме споров и признаний в любви.

Если у принца есть другая, не делайте ее полной идиоткой, уродиной или мерзавкой. Это бросает тень на умственные способности героя. Ведь он связался с ней по какой-то причине, правда? То же самое касается бывшего жениха (мужа, любовника) героини.

    Проверяйте, есть ли в вашем романе конфликт. Причина, по которой герои не могут соединить сердца, не должна сводиться к спорам или к тому, что их объяснения все время прерываются то любопытной соседкой, то нашкодившей кошкой, то всеобщей мобилизацией. 

Штампы в любовных романах. 

· Машина Пети врезалась в машину Маши; герои ругаются, а потом влюбляются друг в друга.

·   Петя подхватил Машу на руки и понес вверх по лестнице — заниматься любовью, естественно.

·  Маша упала с третьего этажа (с лестницы, с дерева и т.п.), а Петя поймал ее.

·   Петя пострадал от бандитской пули (когтей пумы, еврейского погрома и т.п.), а Маша вылечила его от ран.

·  Маша вышла из ванной, завернутая в полотенце, и столкнулась с Петей.

·    Петя подсмотрел, как Маша купается.

·     Машу насильно выдали замуж за Петю, а потом оказалось, что Петя — мечта всей ее жизни.

·    Маша проснулась и вспомнила свой сон — как юный Петя поцеловал ее сахарные уста. Потом Маша встретила Петю в автобусе или на родительском собрании. И тут началась любовь.

·    У Маши сломался каблук, и Петя выручил ее из беды.

·  Первый поцелуй Маши и Пети происходит на фоне фейерверка. В конце герои целуются — публика аплодирует. 

Секс для любовного романа

   Любовный роман должен быть страстным. Это не означает, что героям надо устраивать сексуальные оргии на каждой странице. Страсть — это эмоциональное напряжение, и ключ к нему — неудовлетворенное желание героев.

Там, на мягком песке, в нескольких шагах от старших, мы валялись все утро в оцепенелом исступлении любовной муки и пользовались всяким благословенным изъяном в ткани времени и пространства, чтобы притронуться друг к дружке: ее рука, сквозь песок, подползала ко мне, придвигалась все ближе, переставляя узкие загорелые пальцы, а затем ее перламутровое колено отправлялось в то же длинное, осторожное путешествие; иногда случайный вал, сооруженный другими детьми помоложе, служил нам прикрытием для беглого соленого поцелуя.

В. Набоков. Лолита

Завтра же надо исчезнуть, бежать в Москву, скрыться от всех с этим позорным несчастьем обманутой дачной любви, столь явным даже для прислуги в доме! Но при этой мысли так пронзало воспоминанье о бархатистости ее вишневых губ, что отнимались руки и ноги. Если он сидел на балконе один и она случайно проходила мимо, она с неумеренной простотой говорила ему на ходу что-нибудь особенно незначительное «а где же это тетя? вы ее не видали?» и он спешил ответить ей в тон, готовый зарыдать от боли. Раз, проходя, она увидала у него на коленях Зойку, какое ей было до этого дело? Но она вдруг бешено сверкнула глазами, крикнула: «Не смей, гадкая девчонка, лазить по коленям мужчин!» — и его охватил восторг: это ревность, ревность!

 

И. Бунин. Зойка и Валерия

 

    Высший пилотаж — писать о сексе чувственно, но не пошло. Описание эмоций и образов-ключей, которые создают нужную атмосферу, — вот что делает эротическую сцену нежной и изысканной. Поэтому грубейшей ошибкой будет подробное техническое описание самого акта, а также использование медицинской или вульгарной лексики.  Наихудший вариант — всевозможные «влажные лагуны» и «пики наслаждений».

Классики описывали сексуальные сцены:

Поднял вуальку, отклонила головку, поцеловал еще немного отклонила. Пошел по скользкому шелковому зеленоватому чулку вверх, до застежки на нем, до резинки, отстегнул ее, поцеловал теплое розовое тело начала бедра, потом опять в полуоткрытый ротик стала чуть-чуть кусать мне губы...

И. Бунин. Галя Ганская

 Она скатилась на мою сторону, и ее теплые русые кудри пришлись на мою правую ключицу. Я довольно бездарно имитировал пробуждение. Сперва мы лежали тихо. Я тихо гладил ее по волосам, и мы тихо целовались. Меня привело в какое-то блаженное смущение то, что ее поцелуй отличался несколько комическими утонченностями в смысле трепетания пытливого жала, из чего я заключил, что ее натренировала в раннем возрасте какая-нибудь маленькая лесбиянка. Таким изощрениям никакой Чарли не мог ее научить!

Как бы желая посмотреть, насытился ли я и усвоил ли обещанный давеча урок, она слегка откинулась, наблюдая за мной. Щеки у нее разгорелись, пухлая нижняя губа блестела, мой распад был близок. Вдруг, со вспышкой хулиганского веселья (признак нимфетки!), она приложила рот к моему уху но рассудок мой долго не мог разбить на слова жаркий гул ее шепота, и она его прерывала смехом, и смахивала кудри с лица, и снова пробовала, и удивительное чувство, что живу в фантастическом, только что созданном, сумасшедшем мире, где все дозволено, медленно охватывало меня по мере того, как я начинал догадываться, что именно мне предлагалось.

 

В. Набоков. Лолита

Очень эффектно смотрится описание чувств героев, когда «самое главное» уже позади.

Я горд и счастлив, как Иродиада. Эта голова поднесена мне. Я благодарю судьбу, станцевавшую для меня танец семи покрывал. Я готов целовать у этой величайшей из босоножек ее грязные пяточки за великолепное и единственное в своем роде подношение.

Сквозь кремовую штору продираются утренние лучи.

Проклятое солнце! Отвратительное солнце! Оно спугнет ее сон. Оно топает по комнате своими медными сапожищами, как ломо­вой извозчик.

Так и есть.

Ольга тяжело поднимает веки, посыпанные усталостью; потягивается; со вздохом поворачивает голову в мою сторону.

Ужасно, ужасно, ужасно! Все время была уверена, что выхожу замуж по расчету, а получилось, что вышла по любви. Вы, дорогой мой, худы как щепка и в декабре совершенно не будете греть кровать. 

А. Мариенгоф. Циники

Детектив

 

Почему мы читаем детективы? С одной стороны, это форма убегания от реальности, лишнее подтверждение того, что мы живем в справедливом мире. Это спортивный азарт — мы болеем за «своего» сыщика. Это приятная иллюзия — мы отождествляем себя с главным персонажем и в результате кажемся себе более сильными, смелыми и т.п.

С другой стороны, это упражнение для ума — многим нравится отгадывать шарады.

 

Четырьмя столпами детектива являются:

 

·        Загадка. Читатель вместе с главным героем ищет ответы на вопросы: «Что это было?», «Кто это сделал?» и иногда — «Поймают или не поймают?»

·        Напряжение. Чтобы читатель всерьез заинтересовался тайной, на кон должно быть поставлено что-то очень важное. Именно поэтому детективные сюжеты апеллируют к таким фундаментальным ценностям, как жизнь, свобода и деньги. Сочетание динамичного сюжета и высоких ставок как раз и создает напряжение: читателю очень хочется узнать, что будет дальше.

·      Конфликт. Детектив уходит корнями в древние легенды об эпическом путешествии воина, который борется со злом. Раскрытие преступления, в особенности убийства, — это символическая победа над смертью. Поэтому в детективе белое отделено от черного и добро и зло находятся в состоянии непримиримой войны.

·       Сюрприз. Теоретически читатель имеет возможность сам раскрыть преступление: по ходу повествования ему даются все необходимые ключи. Но он разочаровывается, если все-таки угадывает, кто именно убил мисс Джейн или стащил бриллианты из тумбочки. Мир жанрового детектива лишь отдаленно напоминает мир реальный. В нем нет места случайностям, совпадениям и невыясненным обстоятельствам. Все должно быть четко продумано и логично. Каждый из героев выполняет строго определенную функцию: сыщик расследует, свидетели преподносят ему нужные факты, преступник скрывается. Но при этом правдоподобность остается ключевой особенностью детектива. Если читатель не верит автору: «Ну, этого не может быть!» — произведение никуда не годится.

 

Поджанры детектива.

 

   Детектив закрытого типа. Преступление совершается в ограниченном пространстве (на корабле, в горном пансионате и т.п.), и подозрение может пасть на ограниченное число людей. Читатель по ходу дела знакомится с каждым из них. Закрытый детектив был особенно популярен в 1920—1930 годах.

   Психологический детектив. Основной акцент делается на психологию как преступника, так и сыщика.

•    Крутой детектив и близко стоящий к нему детектив-нуар (т.е. черный). Насилие, трупы и секс живописуются во всех подробностях.

    Исторический детектив. Действие происходит в прошлом (примерно до 1920-х годов). Одна из разновидностей истори­ческого детектива — расследование преступления, совершенного давным-давно.

  Политический детектив. Действие разворачивается вокруг выборов, политических акций или частной жизни политиков.

    Шпионский детектив. Описываются приключения разведчиков.

  Полицейский детектив. Подробно описываются следственные процедуры и работа профессионалов. Вариация — судебный детектив. Авторами этих произведений обычно становятся адвокаты или бывшие сотрудники органов.

    Искусствоведческий детектив. Расследуется похищение произведения искусства.

 

    Любовный детектив. Любовная интрига (зачастую между двумя антагонистами) серьезно влияет на развитие сюжета.

Иронический детектив. Повествование ведется в ироническом ключе. Расследованиями, как правило, занимаются дамы-любительницы. Кровавые подробности опускаются.

   Фантастический детектив. Расследование проводится в вымышленном мире.

    Частный детектив. Следствие ведет частнопрактикующий сыщик.

  Сыщик-любитель. За раскрытие преступления берется непрофессионал: свидетель, подозреваемый, родственник или друг героя, замешенного в деле, и т.п. Если речь идет о серии романов о сыщике-любителе, возникает парадокс, когда обычный, казалось бы, человек раз в полгода случайно натыкается на труп. 

В жанровых детективах у сыщика не должно быть серьезных посторонних проблем. Такие детективы читают как раз для того, чтобы на время уйти из мира, где дети болеют, мужья выпивают, а зарплату задерживают. В мейнстриме есть и дети, и мужья, и долги по кварт­плате. Истинное назначение этих книг — автор делится с читателями мыслями о жизни.

В интеллектуальных детективах преобладают мрачные тона. Герой нередко ищет смерти, у него зачастую проблемы с алкоголем, наркотиками и собственным «я». Насилие и темные стороны подсознания — это основные темы. Подобные произведения получаются удачными лишь при условии, если автор мастерски владеет словом.

На что следует обращать внимание при написании детектива. 

Настоящие сыщики не действуют «от балды». Они всегда отслеживают:

•   мотив — причину совершения преступления;

•   способ — подозреваемый должен иметь доступ к орудию убийства и физическую возможность совершить преступление.

Продумывая сюжет детектива, следует начинать именно с мотива: почему слесарь Кувалдин задушил балерину Тапкину? Далее продумываем, как ему легче всего это сделать: голыми руками, собственными штанами или проводом от тостера. Не усложняйте: вода течет туда, где ниже, преступники действуют так, как проще.

    В детективе должно быть как минимум две истории: одна подлинная, вторая — ложная. Автору надо тщательно продумать каждую из них, чтобы они выглядели правдоподобно. Сначала сыщик разрабатывает ложную версию: она настолько хорошо подходит к фактам, что у него не возникает сомнений насчет избранного пути. И лишь потом, ближе к кульминации, начинает выявляться истинное поло­жение вещей. Ситуация переворачивается с ног на голову, и именно в этот момент читатель испытывает катарсис.

Полезно где-то на середине романа остановиться и прикинуть: о чем к этому времени догадывается читатель? Какие прогнозы он строит? И как минимум два-три прогноза не должны оправдываться.

 

Чтобы убийцу невозможно было вычислить сразу, наделите каждого из подозреваемых равнозначными достоинствами и недостатками. Пусть внимание читателей концентрируется на сыщике: если самым интересным персонажем романа будет убийца, тайное тут же станет явным.

То же самое произойдет, если вы подчеркнете, что слесарь Кувалдин не имел ни мотива, ни возможности убить балерину Тапкину. Когда автор отводит подозрение от героя, возникает ощущение, что именно «здесь собака и зарыта». Эта особенность восприятия часто используется для создания «ложных ключей». Например, автор показывает, что Кувалдин невинен, как ромашка, читатель довольно ухмыляется: «Ну, все понятно!» — а на самом деле понятно далеко не все. При этом не стоит забывать, что «ложные ключи» срабатывают только тогда, когда они идеально вписываются в первоначальную след­ственную версию.

Хороший детектив напоминает квест — компьютерную игру: чтобы добраться до цели, надо собрать определенное количество предметов, которые впоследствии пригодятся игроку. В детективе эту роль выполняют улики.

Уровень мастерства автора во многом зависит от того, насколько искусно он их прячет. «Искусно» не значит «далеко». Напротив, улики должны лежать на поверхности, но при этом иметь такой незначительный вид, что читатель не обратит на них внимание. В результате в момент кульминации ему остается только развести руками: «Ну как я не догадался? Ведь мне дали все ключи к разгадке!»

Как спрятать улику? Американская писательница Шеннон Окорк приводит такой совет: «Если улика большая, покажите ее маленькой. Если она должна потеряться, положите ее на видное место. Красивую улику испачкайте или сломайте, опасную представьте как совершенно обыденный предмет».

    Отличный пример спрятанной улики можно найти в рассказе Роалда Дала «Жертвенный агнец»: жена убивает супруга замороженной бараньей ногой, а потом скармливает ее полицейским, которые целый день безуспешно искали орудие преступления.

 

Особое внимание надо обращать на кульминацию. Она бывает следующих типов:

 •  сыщик собирает всех действующих лиц и объявляет, кто убийца;

•  в отчаянии преступник пытается совершить нечто ужасное (хватает заложников и т.п.);

•  сыщик знает, кто убийца, но у него нет прямых доказательств. Он расставляет ловушку, и убийца сам в нее попадает;

•  преступник уже готов торжествовать, но тут появляется неожиданный свидетель;

•   битва между сыщиком и преступником (вариант — погоня);

•  сыщик внезапно осознает, что его представления не соответствуют действительности;

•  псевдокульминация: преступник пойман, читатель радуется, но в последний момент выясняется, что взяли не того.

 Сама кульминация строится по следующей схеме:

•  удивление — например, читатель никак не ожидал, что убийцей будет именно министр обороны;

•  усиление угрозы — убийца загнан в угол, ему нечего терять, и теперь он готов на все;

•  пик конфликта;

•  справедливость торжествует.

 

Сыщик ловит преступника только благодаря собственному уму — никакой удачи, гадания по руке, «бога из машины» и пр.

Преступников может быть несколько, но все они должны действовать по одному слаженному плану. Внимание сыщика концентрируется на поимке главного злодея.

Читатель будет чувствовать себя обманутым, если убийство в конце концов окажется самоубийством или несчастным случаем. То же самое произойдет, если преступление будет раскрыто, когда преступник явится с повинной.

Сюрпризы и неожиданные повороты сюжета — это замечательно. Но когда их слишком много, читатель начинает путаться. Обычно рекомендуется вводить два-три больших сюрприза и пару маленьких.

Ни сыщик, ни преступник не должны делать заведомых глупостей. Иначе на такой поединок неинтересно смотреть (не согласна с автором, если это иронический детектив, глупостям самое место).

    Удача может сопутствовать злодею до того, как сыщик разоблачит его. Если потом злодей улетает на голубом вертолете, читатель разочаровывается.

  Штампы в детективах. 

· Сыщик носит плащ и шляпу, в кармане у него всегда имеется фляжка со спиртным.

· Перед ревизией в магазине или на складе преступники устраивают пожар.

· Сыщика пытается соблазнить роскошная женщина — главная подозреваемая.

· Перед смертью жертва шепчет таинственное слово или имя, которое является ключом к разгадке.

·   Патологоанатом ест на рабочем месте.

·  Главный мафиози носит на пальце перстень с           бриллиантом, зализывает волосы гелем и везде ходит в сопровождении гориллообразных телохранителей.

·   Следователь постоянно переживает, как бы у него не забрали дело.

·   Во всем виновата таинственная секта с маньяком-предводителем во главе.

·    Преступник удирает, отпросившись в туалет.

·    Подделка отпечатков пальцев.

·   Собака не лает на незнакомца, из чего следователь делает  выводы, что пес знает этого человека.

·   Автор так настойчиво подсовывает читателю «подозрительного типа», что становится очевидно — это не убийца.

·   Поймав сыщика, злодей привязывает его к «машине смерти» и долго рассказывает о своих коварных планах.

·   Начальник следователя — полный идиот (как вариант — мерзавец).

·   Сыщику-любителю или частному детективу постоянно мешают дураки-следователи из органов.

·   В кульминационный момент преступник хватает подругу сыщика и приставляет ей к голове пистолет.

·   Жена сыщика погибла в самом начале (за несколько лет до начала), и с тех пор наш герой не знает слов любви. Сыщик находит на месте преступления окурок и по следам от зубов (отпечатку помады) выходит на след злодея.

·   Преступник обеспечивает себе алиби с помощью манекена или брата-близнеца.

·   Главный злодей развлекается составлением тайных шифров и хитроумных пиктограмм.

·   Сыщик делает «дедуктивные» выводы, которые не так однозначны, как хотелось бы автору.

Фантастика

 Чем отличается фантастика от остальных жанров? Вроде бы и в детективе, и в любовном романе мы имеем дело с вымышленными мирами.

 Все дело в акцентах: в дамском романе самое главное — это романтические отношения (основное переживание читателя — временная влюбленность). В детективе главное — загадка (читательское переживание — любопытство и азарт).

В фантастике основной акцент делается на принципиально другую реальность, и люди читают ее для того, чтобы:

•    вдоволь наудивляться;

•    испытать себя в новом качестве: читатель мысленно воплощается в космического бродягу, эльфа, вампира и т.п.

Корнями фантастика уходит в народные сказки и легенды, а как самостоятельный жанр оформилась в середине XIX века, когда массовый читатель познакомился с произведениями Жюля Верна.

 

Вся литература этого рода условно разделяется на научно-популярную фантастику (НФ) и фэнтези. НФ — это то, что теоретически могло бы быть на самом деле; фэнтези — это то, чего не было, нет и не может быть. Одним словом, сказка. 

Пожанры научной фантастики: 

•    Жесткая НФ. Сюжет выстраивается вокруг научного открытия или технологии.

•    Легкая НФ. Сюжет выстраивается вокруг взаимоотношений героев или их приключений. Наука и техника идут фоном.

•    Космоопера. Место действия — космос и дальние планеты. Смысл действия — космические приключения.

•   Военная НФ. Описываются битвы «наших» с инопланетянами.

•   Киберпанк. Конфликт людей и техники.

•    Первый контакт. Сюжет строится вокруг первой встречи людей с внеземными цивилизациями.

•   Путешествия во времени.

•   Параллельные миры.

•   Историческая фантастика. Время действия — прошлое. Обязательное условие — технологии, не соответствующие данной эпохе. Одно из заметных направлений: стимпанк — стилизация под фантастику второй половины XIX века.

•    Альтернативная история. Автор прогнозирует, как развивались бы события, если бы история пошла другим путем.

•    Затерянные миры. Герои открывают новый невиданный мир.

•    Первопроходцы. Стилизация под вестерн, но в условиях межзвездных путешествий. Космический корабль терпит крушение, и его пилоты начинают осваивать новую планету с нуля.

•   Апокалипсис. На Земле происходит глобальная катастрофа. Или вот-вот произойдет.

•  Утопия и антиутопия. Описываются миры с идеальным или тоталитарным общественным устройством.

•  Ужасы.

•  Детская фантастика. Нф, рассчитанная на детей от 9 до 17 лет.

Фэнтези 

Если в научной фантастике законы природы действуют так, как оно и должно быть, в мире фэнтези химия и физика значения не имеют. Он управляется магией и населен сверхъестественными существами. Как правило, в каждой стране существует своя школа этого жанра, основанная на местном фольклоре, но западноевропейский фольклор все-таки доминирует.

Типичные обитатели мира фэнтези:

·   оборотни;

·   ведьмы и волшебники;

·   эльфы;

·   тролли;

·    гномы;

·    орки и гоблины;

·     вампиры;

·     привидения;

·     кентавры, русалки, минотавры и пр.; волшебные животные: драконы, единороги, грифоны и пр.

Зачастую основной темой фэнтези является борьба добра и зла, а сюжет строится на архетипах путешествия, спасения, загадки или противостояния. 

Поджанры фэнтази.

 •    Героическое фэнтези. Бесстрашный воин отправляется в путь, чтобы совершить подвиг.

•  Эпическое фэнтези. Конфликт стран и народов, битвы огромных армий и т.п.

•  Темное фэнтези. Зло пришло к власти, кровища рекой. Место действия — гипотетическое Средневековье.

• Современное фэнтези. В нашем мире существуют и вампиры, и оборотни, и прочие паранормальные существа. Только о них мало кто знает.

 Разновидности:

•      Городское фэнтези. Место действия — современный город.

•    Эльфпанк. Фольклорные персонажи перекочевали из сельской местности в город.

•     Фэнтезийный детектив. Преступления совершаются и расследуются в мире магии и мечей.

•     Любовное фэнтези  (как вариант — эротическое фэнези).

     Историческое фэнтези. Псевдоисторические реалии с вкраплениями магии.

•   Юмористическое фэнтези. Часто обыгрываются штампы жанра. Тон задорный, много шуток.

•      Детское фэнтези. Целевая аудитория — дети и подростки. 

Мифы в фантастике

Помимо художественных достоинств качественный фантастический роман должно отличать следующее:

 

•   яркая идея (помним, что задача фантастики — вызывать удивление);

хорошо продуманный мир, в котором читателю легко ориентироваться.

 

Если автор копирует чужие идеи и миры, то речь идет уже о фан-фике, а не об оригинальном произведении.

 

Что такое «идея» в фантастике? Необычная концепция, на которой строится сюжет произведения. Идея всегда начинается с вопроса «А что, если...?» Например:

 

•    «Человек-амфибия» А. Беляева — а что, если человек сможет плавать под водой без каких-либо специальных приспособлений?

•    «Мастер и Маргарита» М. Булгакова — а что, если в Москву явится дьявол?

Фантастический мир — это альтернативная реальность со своими четко работающими законами. Даже если вы пишете фэнтези, где заклинания и привороты являются нормой, в вашем мире должна быть определенная структура и логика.

Построить достоверный мир столь же трудно, как и создать достоверного героя. Поэтому, прежде чем браться за написание текста, продумайте, как будет работать ваша реальность, чем она будет отличаться от других и чем именно она привлечет читателей?

 Самый надежный вариант — написать развернутую энциклопедическую статью. План статьи может выглядеть так:

1.        Время действия

2.        Место действия

3.        Размеры территории

4.       Территориальные деления: планеты, континенты, страны и т.п.

5.    Общие сведения о населении: национальности, языки, верования, расы и пр.

6.      Столица (столицы)

7.      Государственное устройство

8.     Законы природы — такие же, как у нас, или альтернативные?

9.     Законы общества

 10.     География: рельеф, климат, полезные ископаемые, береговая линия, почва, растительность, животный мир. Состояние экологии

11.     Ключевые события истории

12.     Внутренняя и внешняя политика

13.     Политические партии и союзы

14.     Экономика, валюта, условия торговли

15.     Уровень преступности

16.     Транспорт

17.     Сельское хозяйство и промышленность

18.     Туризм

19.     Вооруженные силы

20.    Медицина

21.    Социальное обеспечение

22.     Воспитание и забота о детях

23.    Образование

24.     Наука

25.     Средства связи

26. Книги, библиотеки, интернет или альтернативные источники знаний

27.     Искусство: архитектура, театр, кино, живопись, музыка и пр. 

На что обращать внимание при написании научной фантастики и фэнтези

Не объясняйте в деталях, как работают бластеры, космические корабли и пр., если это не имеет отношения к сюжету.

Следите, чтобы все сферы технологии были развиты примерно на одном уровне. Если ваши корабли бороздят просторы Вселенной, то связь не должна быть на уровне «барышня, дайте Смольный!»

Пришельцы не могут использовать идиомы и сленг землян. Их мимика и жесты скорее всего будут иметь иное значение.

 

Инопланетные меры весов, времени и длины должны отличаться от земных.

 

Не называйте обычные вещи инопланетными именами — это создает путаницу.

 

Не создавайте злобные нации и племена, чья единственная цель — поедание младенцев на завтрак. Даже абсолютное зло является добром для своих последователей.

 

Если вы пишете фэнтези, стилизованное под Средневековье, тщательно изучите эту эпоху. Как минимум это убережет вас от досадных ошибок, как максимум — новые знания помогут создать убедительный мир.

 

Рассчитывайте силы героев и животных. Рубиться день и ночь невозможно при всем желании. Точно так же — скакать галопом, тащить на плече девушку и т.п. Если вам так это необходимо — пусть ваши герои делают перерыв на обед и пьют какое-нибудь подбадривающее зелье. 

Штампы в фэнтези.

 Для автора фантастического произведения особенно важно быть начитанным в своем жанре. Если для любовного романа и детектива штампы — это почти неизбежное зло, в фантастике они недопустимы.

•    Адам и Ева: лишь двое выжили после ужасной катастрофы и стали прародителями нового человечества.

•    Пришелец попадает в мир людей и влюбляется в человека. Другой вариант — любовь снисходит на робота.

•    Никто не может спасти мир от страшной катастрофы, кроме... вашего главного героя!

•     Герой отправляется в прошлое, чтобы исправить будущее. Хотел как лучше — получилось как всегда.

•      До появления героя обитатели планеты Глюк жили в грязи и невежестве. Но вот пришел Он, прочитал пламенную речь и протер всем глаза.

•    Единственная цель инопланетян — уничтожить Землю. И никого не волнует, что уничтожение планеты — это дорогое и бессмысленное удовольствие. Раз надо, так надо.

•    Инопланетян можно победить, если их полить оливковым маслом, шампунем или другой бытовой жидкостью (альтернатива — оглушить песнями, сразить наповал танцами или ослепить фотовспышкой).

•   Герой проснулся и понял, что захватывающие приключения и секс с красавицей блондинкой — это всего лишь сон (или видеоигра).

•   Компьютеры (машины, роботы) подхватили вирус и сошли с ума

•   Герой попадает в странный мир и вскоре обнаруживает, что это наша Земля — только в будущем.

•   Вся планета населена людьми одной национальности, на ней существует один крупный город, одна культура и религия.

•  Злодей, абсолютно не умеющий работать в команде, подчиняет себе весь мир. Если человек убивает помощников за малейшую провинность, он может стать вождем дикого племени, но никак не галактическим императором.

•    Герой не помнит своих родителей, потом выясняется, что они были королями, президентами или на худой конец волшебниками. По ходу сюжета герою сообщают, что он и есть избранник, о котором говорилось в древнем пророчестве. А в конце выясняется, что главный злодей — это отец героя.

•  Магический артефакт — вот что решит все социальные и экономические проблемы Вселенной (магический артефакт можно заменить альтернативным топливом).

•  Абсолютное зло вырвалось на свободу, покрыло мраком весь мир и скоро придет к нам.

•  Волшебники и главные специалисты всегда все путают и забывают. На этом строится половина шуток романа.

•  Прекрасная дева с тонким станом легко машет двуручным мечом и разрубает противника пополам.

•   Лучшие друзья героя — эльф, гном и ручной дракон.

•  Лабиринты, древние шахты и подземные хранилища — отличное место для битв, Самые лучшие места — это обрывы, крыши и подвесные мосты.

•  Во время схватки со злодеем герой бросает ему в глаза песок (либо сам получает песком в глаз).

 Герои ползают по вентиляционным шахтам, мусоропроводам и канализациям,

•   Злодей узурпирует трон своего родственника.

•   Злодей демонически хохочет. Он носит черный плащ и сапоги до колен.

•   Злодей убивает родителей героя. Герой вырастает и страшно мстит.

•   Злодей несправедливо обижает ручного дракона, слона или птицу Феникс. По этой причине зверюга переходит к «нашим».

•    Злодей мечтает жениться на принцессе, которая его знать не хочет.

•   Злодей страдает дурацкой фобией.

•   Герой в одиночку легко отбивается от целого легиона.

•   Герой легко забирается в компьютер злодея и узнает его планы.

•    Герой и героиня постоянно ругаются, и только общая цель заставляет их работать в одной команде. Потом они спасают друг друга, и тут начинается эротика. 

Надо сказать, что штампы – это далеко не всегда плохо. Придумать что-то новое сейчас, когда все темы достаточно разработаны и исследованы, сложно. По этой причине – умелое использование штампов – это признак класса. Особенно развивается сейчас иронический жанр (все по тем же причинам)

При написании того или иного произведения желательно опираться на опыт классиков также.

* Классификация автора не является полной, в частности не исследован мейнстрим.

 

 

 

 

 
Hosted by uCoz