Мультиредактор. Ру  
     
   
 

 Информационные жанры

Новость

Термин «новость» в теории и практике журналистики имеет несколько значений. В узком смысле под новостью понимается недавно совершившееся событие, о котором стало известно в ближайший (текущий) момент времени. Некоторые исследователи новостью называют информацию, неизвестную читательской аудитории газеты или хотя бы большей ее части. Есть мнение, что понятия «новость», «информационное сообщение», «оперативное сообщение», «заметка» можно использовать как синонимы.

В широком смысле под словом «новость» понимают оперативное информационное сообщение, написанное журналистом информагентства или СМИ на представляющую общественный интерес тему, о событии, о котором ранее аудитория не знала, либо которое произошло недавно, либо которое малоизвестно, либо известно без подробностей.

Для создания информационного сообщения необходим информационный повод. Поводом является событие, на котором основано сообщение и которое может заинтересовать читательскую аудиторию.

Информационные сообщения, с чтения которых обычно начинает свой рабочий день каждый уважающий себя редактор, представляют собой довольно сухие тексты, повествующие о «свежих», то есть недавно произошедших, актуальных событиях.

Редактор должен уверенно ориентироваться в информационных потоках, поступающих в редакцию, уметь отделять главное от второстепенного, сомнительное от достоверного. Место на газетной или журнальной полосе не может занять «просто информация». Внимания читателя заслуживают только социально значимые, важные для жизнедеятельности общества и истории факты. Руководствуясь политикой издания, информационными потребностями аудитории, здравым смыслом и интуицией (чувством новости), редактор должен увидеть и выбрать из гущи фактов редкие «зерна» актуальной и нужной читателям информации.

Сразу оговоримся, что работа редактора над информационными сообщениями несколько отличается от редактирования авторских материалов журналистов. У редактора новостной ленты просто нет времени на глубокий анализ текста, его детальный разбор и работу с автором: ему необходимо в сжатые сроки выпустить подборку ин­формационных сообщений четкой структуры,  без  механических, грамматических, стилистических, логических и фактических ошибок. Как справедливо заметила исследовательница информационных сообщений О.Р. Лащук, «если литературное произведение авторская штучная работа, то новостная заметка в значительной мере изделие конвейерное, массовое».

Какими качествами должна обладать хорошая (в смысле пригод­ности для газеты) новость? Обычно в ряду ее признаков называют: злободневность, важность для читателей, своевременность, оперативность, оригинальность, объективность, пикантность, доступность, максимальную информативность, краткость...

И это еще не все. Важнейшее свойство новости — ее правдивость. Сомневаться в полученной информации должны не читатели газеты или журнала, а редактор. Чтобы новость «читалась», редактор должен найти для нее выразительную, но простую форму. Применительно к ново­стной информации актуально правило: чем короче и проще, тем лучше.

Для информационных сообщений, публикуемых сегодня в прессе, характерен так называемый «телеграфный стиль», то есть стиль изложения, которому присущи краткость, простота, сдержанность, предельная точность, безоценочность. При этом редактор должен помнить, что точность — не синоним сухости: стиль информационных материалов не исключает образности речи, разговорной манеры письма (разумеется, там, где это уместно), художественно-изобразительных средств.

Текст любого материала периодической печати, в том числе и информационного сообщения, — это сложный механизм. В хорошем же механизме не должно быть лишних или недостающих деталей — слов, предложений и абзацев. Редактор должен почувствовать тональность материала, сохранить ее при редактировании и «наладить» механизм текста. К сожалению, сегодня газетные и журнальные  полосы  пестрят скучными,  «неработающими»  материалами. Редкий человек в наши дни читает прессу от корки до корки. И дело тут не только в нехватке времени и динамике современной жизни.

«Заставить» человека прочитать опубликованный материал — не так просто, как кажется иногда журналистам. Привлечь и удержать внимание читателя — дело трудное, но благородное в профессиональном смысле. Писатель Вениамин Каверин однажды сказал: «Нечитающий читатель может научить большему, чем легкий успех».

Читабельный материал имеет «цепляющий» или «стреляющий» заголовок, динамичный, легко воспринимаемый лид (вводную часть текста). По негласному правилу печатной журналистики, если человек прочел лид, то, скорее всего, он прочтет материал до конца. Именно поэтому в построении информационного материала, в том числе новости, прослеживается закономерность: примерно 70% «веса» информации приходится на заголовок и лид и лишь 30 — на основной текст.

Разумеется, эти цифры достаточно условны. Но хороший редактор должен держать это правило в голове, если он хочет обеспечить читабельное начало тексту. Для этого ему нужны «чутье языка», гибкость жизненной позиции, умение отказываться от стереотипов и практика.

 

Пресс-релиз

 

    Странная бумажка какая-то...

Очень похожи на сообщения информагентств пресс-релизы (от англ. press-reliz — «официальное заявление для печати»). Однако редактору стоит помнить, что это не равнозначные документы. У них разные задачи. Пресс-релизы — результаты работы сотрудников PR-служб: PR-менеджеров, пресс-секретарей, специалистов по связям с общественностью. Текст пресс-релиза создается и рассылается в СМИ PR-отделом не «по доброте душевной», а с рекламными, презентационными целями.

Разумеется, такой документ основывается на каком-либо новостном поводе: он призван проинформировать работников пера о предстоящем мероприятии, например, открытии новой промышленной линии, презентации проекта, учреждении или вручении награды и т.п., и тем самым привлечь внимание журналистов к деятельности предприятия или компании. Сотрудничество редак­ции с PR-службами различных организаций очень важно, так как оно может открыть неплохой канал актуальной и интересной информации. Но хороший редактор знает: стараясь лишний раз об­ратить на себя внимание СМИ, PR-специалисты могут грешить «придумыванием» или «раздуванием» новостных поводов. Поэтому ему надо относиться к информации, содержащейся в пресс-релизе, с особой скрупулезностью. В газету ежедневно могут поступать «тонны» таких документов, и редактор, прежде чем от­править все это в мусорную корзину, должен уметь выбрать из них те, которые действительно содержат заслуживающую внимания аудитории информацию.

Хороший пресс-релиз имеет четкую структуру: кроме текста собственно новости, в нем содержатся краткая информация об организации и контактные сведения (номера телефонов пресс-службы, имена и фамилии ее сотрудников, адреса электронной почты, ссылка на сайт организации) — все это может быть полезно редактору.

 

 Заметка

Шесть самых главных вопросов и немного подробностей

 

Хотя для большинства творческих сотрудников редакции не составит значительного труда подготовить информационное сообщение и пресс-релиз, эти тексты в строгом смысле не являются произведениями журналистов. Поэтому нельзя с полной уверенностью относить их к отдельным жанровым группам. Традиционно к информационным жанрам периодики причисляют заметку, информационную корреспонденцию, информационный отчет, информаци­онное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж и некролог.

 

Заметка — классика жанра

 

Краткость — сестра таланта.

Антон Чехов

 

Заметка — это небольшое журналистское произведение, отличающееся лаконичностью и предельной информативностью. Это простейшая форма оперативного, написанного, как правило, в «телеграфном стиле» сообщения, в основе которого лежит злободневный, общественно значимый факт, отражающий важнейшие социальные отношения. Заметка по праву считается основным информационным жанром для сообщения новостной информации.

Главное как для журналиста, работающего над заметкой, так и для редактора, правящего ее текст, — очень кратко (но по возможности так, чтобы у читателя сложилась полная картина события, явления, ситуации или процесса) рассказать о произошедшем. Именно поэтому авторы заметок нередко стараются вынести все самое новостное уже в первое предложение текста.

Редактор всегда должен помнить, что текст заметки имеет четкую структуру — эта традиция укрепилась благодаря многим поколениям журналистов. Очень часто при структурировании материала  используется так называемый принцип перевернутой пирамиды. Согласно ему, журналист, работая над текстом заметки, последовательно отвечает на шесть самых главных в редакционной практике вопросов: что произошло? где? когда? кто участвовал? почему это произошло? как произошло? Однако такая стройная «пирамида» получается не всегда — вопросы могут выстраиваться в каком-либо ином порядке, какие-то из них могут быть пропущены — все зависит от предмета описания, полета фантазии автора, традиций издания и ряда других причин.

Иногда приходится выбирать более сложную структуру. Например, когда необходимо не только рассказать о произошедшем, но и кратко прокомментировать случившееся, связать находящееся в центре внимания события (базовый факт) с другими событиями и явлениями жизнедеятельности общества.

Несмотря на кажущуюся легкость данного жанра, работать над заметкой непросто — редактору необходимо выбрать самое главное, систематизировать и осмыслить полученные сведения, изложить информацию точно, кратко и понятно для читателя. Это не значит, что нужно действовать по шаблону. Хотя, безусловно, редактор должен руководствоваться вышеупомянутыми правилами. Однако, как показывает практика, и здесь работники пера пытались найти простор для творчества, и некоторым это удавалось: ведь сегодня можно говорить о различных жанровых подвидах заметки. Исследователи выделяют событийную заметку, анонс, аннотацию, мини-рецензию, блиц-портрет, мини-обозрение, мини-историю, мини-совет, зарисовку и некоторые другие.

Следует различать понятия новости (информационного сообщения) и заметки. Заметка — это не информация в «чистом» виде. Если сообщение, включаемое редактором в новостную колонку, отличается простотой и сдержанностью, то заметка — авторский материал, написанный по всем канонам журналистского творчества. Именно поэтому в заметке в большей или меньшей степени присутствует авторское «я», оценочное мнение редакции, а под ее текстом принято ставить подпись журналиста.

По негласным законам журналистики считается, что все неподписанные материалы — это беспристрастные новости, во имя объективности которых редакция намеренно отказывается от комментариев. Ценность же заметки — в другом. Автор, работающий над текстом данного жанра, не просто сообщает о случившемся, он замечает какой-либо факт в ряду других, своей публикацией обращает на него внимание читателей. Хотя в жизни далеко не всегда факты, замеченные журналистами, к сожалению, бывают достойны этого внимания.

 

Корреспонденция

Когда нужны подробности

Иногда собранный журналистом материал не вмещается в рамки заметки, следует рассказать о событии более подробно, используя важные (!) детали (то есть существенно значимые, те, о которых необходимо знать массовой аудитории), — и тогда резолюция «в печать» ставится на информационной корреспонденции.

Информационная корреспонденция — это произведение журналиста, отличающееся более подробным, по сравнению с заметкой, изложением случившегося, а иногда — наличием элементов, передающих отношение автора (редакции) к предмету отображения.

Редактору при работе над информационной корреспонденцией необходимо обращать внимание на отбор деталей, которые различаются и смысловой нагрузкой, и значимостью. Например, одно дело — сексапильное кружево в наряде светской львицы и совсем другое — сроки подписания торгового соглашения с Украиной.

Иногда журналист слишком увлекается подробностями и забывает о главном. Базовая линия повествования в тексте теряется в гуще любопытных, но не более, деталей. Здесь уместно следующее правило: убирай все, что можно. В текстах периодики присутствие любой «мелочи» должно быть оправданным: детали и подробности не могут использоваться в публикации «просто так», ради красного словца. Если их можно вычеркнуть безболезненно для основного со­держания материала, значит — им не место на газетной полосе.

В необходимости важных деталей и состоит отличие информационной корреспонденции от заметки: журналист не просто замечает какой-либо факт в ряду других, он корреспондирует о нем.

Информационный отчет

Как написать о конференции

 

Часто в редакционной практике возникает необходимость обращения к официальным мероприятиям: конференциям, заседаниям, симпозиумам, семинарам, собраниям и т.д. Для таких случаев существует особая жанровая форма — информационный отчет.

Информационный отчет — это произведение журналиста, отличающееся особым предметом изображения. В центре внимания его автора находятся события, в ходе которых происходит обмен информацией (например, в форме выступлений собравшихся, докладов, речей, высказываний и реплик, прозвучавших во время дискуссий, «круглых столов», содержания приуроченных к встрече документов и т.п.).

Основная задача автора такого отчета — предельно точно и по возможности детально рассказать читателям о данном мероприятии, его основных этапах, участниках и гостях, результатах работы. Забота же редактора — не позволить журналисту «протоколировать» событие.

Отчет как жанр периодических изданий и официальный отчет — это не одно и то же. Публикации в газетах и журналах, повествующие о событиях, в ходе которых собирается множество людей с целью обсуждения каких-либо важных вопросов, — это полноправные журналистские материалы. Следовательно, они должны отвечать всем основным требованиям выступлений СМИ: актуальности, достоверности, оперативности, доступности массовому читателю и т.д. Это не исключает и простора для творчества работников пера.

Газета, публикуя информационный отчет, отчитывается перед читателями, рассказывает о произошедшем мероприятии. Она, излагая суть дела, акцентирует на нем внимание общественной мысли, дает оценку значимости данного события, выступлений его участников, итогов. Если мероприятие не заслуживает этого, то не стоит публиковать отчет — достаточно выбрать жанр заметки или просто сообщить о случившемся в новостной колонке.

При работе над текстом отчета редактору особое внимание необходимо уделять фактическому материалу, ведь данный жанр предполагает активное использование имен собственных, наименований учреждений, должностей, географических названий, статистических данных, количественных показателей, цитат.

От точности, достоверности сведений зависят убедительность, действенность материала. Правильный отбор и систематизация фактов помогут читателю увидеть их взаимосвязь, лучше понять смысл произошедшего, сделать определенные выводы. Редактор должен обращать внимание на отбор фактов, их проверку и осмысление. В материал уместно включать лишь те примеры, которые наиболее характерны для описываемой ситуации, явления. Фактуру информационного отчета надо тщательно перепроверять. Не следует допускать к печати текст с малоизвестными терминами и словами, нужно избегать нагромождения цифр. Непонятные или незнакомые аудитории слова необходимо заменять, термины и профессионализмы — комментировать.

Фрагменты выступлений лучше цитировать, а не пересказывать. Это же касается и тезисов итогового документа, если таковой принимается на встрече. Однако редактору следует помнить о ряде моментов. Недопустимо излишнее цитирование: это отталкивает читателя и затрудняет чтение. Любая цитата должна быть уместна и содержать логически законченную мысль. Важно установить, нужна ли цитата, не подменяет ли она собственные суждения журналиста. Также необходимо обращать внимание на точность цитируемого текста, его соответствие источнику.

Информационный отчет — один из тех жанров, при работе над которым существует опасность «переборщить» с фактами. «Сухая» информация не должна отягощать такие тексты, притуплять внимание читателя. Редактор должен помнить, что даже для самых скучных данных можно найти необычную форму изложения, яркие и образные языковые средства.

 

Зарисовка

Глазами очевидца

 

В журналистике есть жанры, занимающие особое место. Помимо своей основной функции — информационной, — данные тексты выполняют и вспомогательные — наглядно-образную, эстетическую.

 

Слова вместо красок

 

В газетах или журналах, кроме журналистских произведений и информационных сообщений, встречаются небольшие тексты, которые не всегда выделяются в самостоятельную жанровую группу периодической печати. Это так называемые зарисовки. Как правило, они не отличаются высокой степенью информативности. У зарисовки иные цели — описательно-пояснительные или развлекательные.

Иногда такие произведения сопровождают фотографии. В редакционной практике чаще всего фотографические материалы подбираются к текстам, но в случае с зарисовкой может происходить как раз наоборот. Например, фотографии или иллюстрации, которые сами по себе отличаются высокой информативностью и выразительностью, может сопровождать не краткая подпись, а небольшой текст — зарисовка, содержащая дополнительные сведения о предмете изобразительного материала, добавляющая ему художественности.

Впрочем, зарисовка может вполне обойтись и без иллюстраций, выступив таким образом как самостоятельное произведение. Ведь важнейшее предназначение такого текста заключается в наглядности: автор зарисовки старается словами «показать» читателю кусочек жизни. Именно поэтому так ярок, образен и свеж язык такого произведения.

 

Интервью

Расскажите, пожалуйста...

Искусство получать ответы это искусство задавать вопросы

 

Работа журналиста немыслима без такого метода сбора информации, как интервью. Благодаря широкому использованию данного метода как самостоятельного стали выделять одноименный жанр журналистского творчества.

Разумеется, далеко не всегда журналист после интервьюирования обращается именно к этому жанру. По результатам интервью он может написать заметку, корреспонденцию, статью или очерк – все будет зависеть от предмета материала, направленности издания, профессионализма и творческих возможностей автора.

В ряде случаев текст намеренно создается в вопросно-ответной форме. То есть журналист как бы предлагает читателю стать свидетелем ситуации интервьюирования: «увидеть», как вел себя герои материала при встрече с корреспондентом, как реагировал на тот или иной вопрос и т.д. Это и является главной особенностью жанра интервью.

Отличительным признаком информационного интервью является преобладание информации над аналитикой. Информационное интервью, оправдывая свое название, преследует сугубо информационные цели: сообщает о герое, его жизни и работе, конкретных поступках и т.д. В данных произведениях аналитика сведена к минимуму. В «чистом» информационном интервью журналист постарается воздержаться от комментариев, оценок, прогнозов. Помня о своей основной задаче получить сведения, а не вникать в суть проблемы (а проблемной ситуации в таком тексте может и не быть вовсе), он будет задавать «простые» вопросы: кто, что, где, когда и т.д.

Роль редактора велика как на этапе подготовки журналиста к встрече с интервьюируемым, так и на стадии обработки текста интервью. Особенно это актуально при работе с начинающим, неопытным корреспондентом.

Прежде всего надо знать, что хорошее интервью — это беседа, в которой журналист — не просто интервьюер, но и интересный собеседник. Чтобы быть таким, нужно обладать высоким уровнем общей культуры и грамотности, исключительно серьезно владеть предметом и темой разговора.

Как бы ни был уверен журналист в своих силах, не стоит идти на интервью неподготовленным: лучше заранее составить приблизительный перечень интересующих редакцию и читателей вопросов. А это не такая уж простая задача. Продуманные вопросы — залог удачного интервью. Не случайно социологи любят повторять: «Искусство получать ответы это искусство задавать вопросы».

Основное требование к вопросам — они должны быть понятны и собеседнику, и читателю. Идеальный вопрос четко и однозначно сформулирован, содержит в себе только одну мысль. Двусоставный вопрос лучше разбить на два. Не беда, если в процессе интервьюирования герою публикации придется повториться: это лучше, чем недосказанность. И еще одно хорошо известное опытным журналистам правило: вопрос не должен содержать в себе ответа, подсказок и намеков.

В реальной жизни разговор журналиста и интервьюируемого не всегда проходит гладко. Часто беседа стихийна, герой «перескакивает» с одной темы на другую, вспоминает «случаи из жизни», отвлекается. Интервьюируемые бывают сдержанные и чересчур эмоциональные, неразговорчивые или, наоборот, многословные, с хорошим и плохим настроением и по-разному относящиеся к журналистам. Не может быть и речи, чтобы давать интервью в том виде, в котором оно проходило, ведь это не стенограмма встречи. Основная задача редактора при подготовке текста интервью — помочь журналисту выстроить логику беседы. В идеале вопросы и ответы — это бусины, которые нанизываются на нить (главную идею разговора) и в конечном итоге превращаются в роскошное ожерелье.

Следует помнить, что устная речь имеет свою специфику. Чаще, чтобы высказанная вслух мысль «зазвучала» на газетной полосе, нужно серьезно поработать над стилем. Перед редактором и журналистом стоит непростая задача: с одной стороны, важно «показать» читателю ситуацию беседы, с другой — избежать излишней разговорности, элементов, не характерных для речи письменной.

Сложнее всего для журналиста воссоздать психологический портрет, характер, настроение, интонации собеседника. Именно поэтому в современной прессе появляется так много обезличенных интервью. Редактор же должен «почувствовать» личность интервьюируемого в тексте и решить, оправданно ли употребление нетипичных для письменной речи языковых форм (разговорных конструкций, междометий, неологизмов и т.д.).

 

Блиц-опросы

Во имя плюрализма

 

Несколько похожи на информационные интервью блиц-опросы. В таких произведениях журналисты предлагают читателям познакомиться с различными высказываниями людей, которые отвечают на один и тот же вопрос (или несколько одинаковых вопросов). Основная цель автора блиц-опроса — обратить внимание аудитории на какую-либо проблемную ситуацию и коротко сообщить о существова­нии разнообразных мнений, суждений, точек зрения, позиций по проблеме.

В соответствии с требованиями жанра, редактор, готовя блиц-опрос к печати, прежде всего должен обращать особое внимание на выбор респондентов.

Как правило, в реальной жизни проблемная ситуация затрагивает людей разных социальных групп, поколений и профессий. В идеале блиц-опрос должен отражать эту картину мнений. И хотя в действительности силами редакции добиться стопроцентного отражения трудно, и журналисту, и редактору, работающим над блиц-опросом, необходимо стремиться представить на страницах периодического издания как можно больше мнений различных представителей общества.

Другой важный момент, который должен волновать редактора, — это содержание ответов респондентов. Блиц-опрос уже по природе своей призван обнаруживать спектр мнений. Задача редактора — проследить, чтобы в публикации были представлены именно разнообразные позиции интервьюируемых. Необходимо обращать внимание на то, чтобы мнения респондентов не повторялись. Если опрашиваемые люди единодушны в своих взглядах на проблему, то не имеет смысла оформлять собранный материал в виде блиц-опроса.

В этом разнообразии и заключается ценность блиц-опросов.

 

Вопрос-ответ

Спрашивали отвечаем

 

О самостоятельности жанра вопрос-ответ можно спорить. Некоторые исследователи считают, что у таких публикаций есть специфические черты, позволяющие выделять данную жанровую группу как самостоятельную.

Вопрос-ответ — произведение периодической печати, состоящее из неразрывно связанных вопроса читателя и ответа журналиста или компетентного лица. Такие вопрос и ответ объединены, как правило, темой, стилем изложения и заголовком.

Материал, собранный, например, в результате прочтения письма с вопросом и подготовки ответа на него, можно представить в виде заметки или информационной корреспонденции. Звонок в редакцию может стать поводом для глубоких раздумий журналиста и, в конечном счете, для аналитической публикации. Однако нередко редакция намеренно выбирает жанр вопрос-ответ, желая подчеркнуть общественный интерес к поставленной проблеме, привлечь к ней внимание читателей.

На первый взгляд, этот жанр может показаться каким-то несерьезным. Как правило, начинающие журналисты мечтают писать глубокие аналитические материалы или эксклюзивные репортажи. Но не надо недооценивать вопрос-ответ. Ведь это не только читабельные тексты, которые привлекут внимание аудитории, но и прекрасная форма общения редакции с читателями, которого сейчас, увы, не хватает наши газетам.

 

 

 

 
Hosted by uCoz