Общие направления деятельности при редактирование научно-популярного издания.

 

С одной стороны, перед редактором стоит задача оценить научность содержания, с другой – приемы его отображения, обеспечивающие популяризацию.

 

В общем и целом о научно-популярном произведении.

 

Используемые в книге приемы изложения (популяризации) должны соответствовать принципу научности. Редактор должен ясно видеть, за счет чего достигается понятность содержания произведения и доступность его читательской аудитории, нет ли в изложении упрощенчества и вульгаризации. С другой стороны, не перегружено ли оно труднодоступным материалом. Фактический материал, на котором строится научно-популярное произведение, должен быть точным, достоверным, обоснованным и опираться на результаты научного исследования. Научность предполагает также соответствие авторской концепции выводам теоретических и экспериментальных исследований, относящихся к соответствующей сфере науки.

 

О структуре научно-популярного произведения.

 

Отбор фактического материала должен оцениваться с оптимальной точки зрения. Стремление привести как можно больше сведений, хотя бы вскользь сказав о множестве разных фактов, обычно вредит содержанию произведения. Читатель распыляет свое внимание, теряет главное, вследствие чего произведение не достигает своей цели. Гораздо важнее сказать о немногих фактах, но полно и ясно, выбрав из них главные, наиболее яркие и представительные.

 

Авторские приемы изложения.

 

В хорошей популярной книге должны быть слиты некоторые черты, свойственные научной работе и литературному произведению: живость и увлекательность изложения, удачные сравнения, позволяющие найти знакомое в неизвестном – все это значительно облегчает восприятие научного материала. Легче всего овладевает вниманием читателя та книга, в которой есть элемент действия. Художественное осмысление научной информации не должно осуществляться в ущерб ее точности и достоверности. А теперь подробнее.

 

Авторская индивидуальность в научно-популярном произведении выступает не как одно из свойств текста, а как структурно-системный признак, непосредственно и необходимо связанный с определением занимательности данного конкретного произведения.

Критерий авторской индивидуальности дает возможность редактору определить, чем обусловлено и насколько целесообразно применение отдельных композиционных элементов – лирических размышлений, философских отступлений, «примеров из жизни».

Это критерий позволяет более обоснованно и требовательно оценить  изобразительно-выразительные средства языка, заметить, отражают ли лирические отступления подлинную оригинальность мыслей и чувств пишущего.

Наличие в книге индивидуальной авторской концепции (модели) придает рассуждениям завершенность, законченность, становится важным средством развития повествования, придает изложению необходимую динамичность.

Умение автора дать свою оценку фактам и явлениям, его стремление познакомить читателя со своим особым взглядом на науку – все это относится к «необходимому условию» занимательности научно-популярного произведения.

 

Широко используемый в научно-популярных произведениях прием занимательности – авторские отступления. Основное из назначение – создание пауз в подаче научной информации. Не нарушая логической последовательности изложения, авторские отступления вносят в повествование динамизм, эмоционально его насыщают.

 

Авторские включения непосредственно обращены к читателю. Для них типично:

Таким образом, диалогичность как прием занимательности позволяет читателю почувствовать себя непосредственным участником научного поиска.

 

Автор может использовать различные формы подачи материала: письмо, беседа с самим собой, диалог с читателем, рассуждение. Иногда автор высказывает предполагаемую точку зрения читателя для того, чтобы впоследствии опровергнуть ее.

 

Соблюдение принципа осмысления является условием активной интерпретации (про интерпретацию чуть позднее) содержания произведения и, следовательно, достижения цели его популяризации. Осмысление – творческий процесс, которым занимаются и читатель, и автор научно-популярного произведения. Интерпретируя научные факты, автор вносит субъективные оценки. В одном случае это может быть новая точка зрения на рассматриваемую проблему, в другом – обоснование перспектив развития той или иной области науки. В процессе создания научно-популярного произведения происходит переоценка фактов, переосмысление уже известных суждений, устанавливаются новые связи между явлениями, раскрываются неизвестные аспекты рассматриваемых теорий.

 

Доступность достигается двумя средствами: последовательностью и конкретностью изложения. Автору научно-популярного произведения следует избегать отвлеченного цифрового материала. Вводимое в популярное изложение понятие конкретизируется разными средствами: уточняется время, место действия, источник сообщения. Абстрактные рассуждения должны подтверждаться при помощи фактических данных – цифр, таблиц, графиков, рисунков, формул, схем. В соответствии с требованием конкретности изложения цепочка доказательств должна включать слова, обозначающие образы (представления). Об образах чуть позже. Использование средств конкретизации облегчает восприятие текста произведения.

 

Эффективным приемом популяризации является описание фактов науки при помощи сравнения с известными читателю явлениями, а также интерпретации цифрового материала (с чем можно сравнить цифровой материал, чтобы у читателя возникли наглядные представления).

 

Восприятие новых знаний достигается легче, когда читатель идет путем исследователя, поэтому важно воссоздать перед читателем сам процесс научного поиска. Экскурсы в историю позволяют представить процесс научного поиска, рассказать о трудностях, с которыми сталкивались исследователи, путях, которые приводят к открытиям. Исторический материал стимулирует познавательный интерес читателя.

 

Средством заинтересовать читателя может быть также изложение различных гипотетических теорий, основанных на последних достижениях науки. Чтобы придать изложению большую занимательность, активизировать творческие моменты в ходе восприятия текста, автор научно-популярного произведения может использовать прием постановки острых дискуссионных проблем науки.

 

Средством, придающим изложению живость и занимательность, являются легенды, народные предания, мифы. Обращение к народным преданиям позволяет образно переосмыслить предмет описания.

 

Популярное произведение о науке представляет собой систему логически последовательных доводов, каждый из которых должен быть обоснован, вытекать из предыдущего и служить переходом к последующему. Новые сведения сообщаются после того, как читатель усвоит уже изложенные. Большое значение имеет четкая классификация фактов, которая может привести читателя к логическому выводу.

 

 Изложение достигает цели при соблюдении принципа «от известного – к неизвестному», не следует «отпугивать» читателя с первых страниц сложностью темы, рекомендуется вести рассказ от простого к сложному. В научно-популярном произведении важно не ограничиваться объяснением явления, события, а создавать общую картину, показывая роль данного факта в общем механизме процесса. Большую роль играют конкретность, лаконичность изложения, многословие, большое число общих фраз могут затушевать основную мысль, вследствие чего она окажется потерянной читателем.

 

Редактору научно-популярного издания необходимо следить, чтобы приемы занимательности были органически связаны с темой произведения и соответствовали характеру содержащейся в нем информации. Использование приемов занимательности должно быть подчинено основной идее произведения и служить наиболее глубокому и образному раскрытию его содержания.

 

Итого, при редактировании, рецензент должен помнить следующее:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz