Заметка

Шесть самых главных вопросов и немного подробностей

 

Хотя для большинства творческих сотрудников редакции не составит значительного труда подготовить информационное сообщение и пресс-релиз, эти тексты в строгом смысле не являются произведениями журналистов. Поэтому нельзя с полной уверенностью относить их к отдельным жанровым группам. Традиционно к информационным жанрам периодики причисляют заметку, информационную корреспонденцию, информационный отчет, информаци­онное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж и некролог.

 

Заметка — классика жанра

 

Краткость сестра таланта.

Антон Чехов

 

Заметка — это небольшое журналистское произведение, отличающееся лаконичностью и предельной информативностью. Это простейшая форма оперативного, написанного, как правило, в «телеграфном стиле» сообщения, в основе которого лежит злободневный, общественно значимый факт, отражающий важнейшие социальные отношения. Заметка по праву считается основным информационным жанром для сообщения новостной информации.

Главное как для журналиста, работающего над заметкой, так и для редактора, правящего ее текст, — очень кратко (но по возможности так, чтобы у читателя сложилась полная картина события, явления, ситуации или процесса) рассказать о произошедшем. Именно поэтому авторы заметок нередко стараются вынести все самое новостное уже в первое предложение текста.

Редактор всегда должен помнить, что текст заметки имеет четкую структуру — эта традиция укрепилась благодаря многим поколениям журналистов. Очень часто при структурировании материала  используется так называемый принцип перевернутой пирамиды. Согласно ему, журналист, работая над текстом заметки, последовательно отвечает на шесть самых главных в редакционной практике вопросов: что произошло? где? когда? кто участвовал? почему это произошло? как произошло? Однако такая стройная «пирамида» получается не всегда — вопросы могут выстраиваться в каком-либо ином порядке, какие-то из них могут быть пропущены — все зависит от предмета описания, полета фантазии автора, традиций издания и ряда других причин.

Иногда приходится выбирать более сложную структуру. Например, когда необходимо не только рассказать о произошедшем, но и кратко прокомментировать случившееся, связать находящееся в центре внимания события (базовый факт) с другими событиями и явлениями жизнедеятельности общества.

Несмотря на кажущуюся легкость данного жанра, работать над заметкой непросто — редактору необходимо выбрать самое главное, систематизировать и осмыслить полученные сведения, изложить информацию точно, кратко и понятно для читателя. Это не значит, что нужно действовать по шаблону. Хотя, безусловно, редактор должен руководствоваться вышеупомянутыми правилами. Однако, как показывает практика, и здесь работники пера пытались найти простор для творчества, и некоторым это удавалось: ведь сегодня можно говорить о различных жанровых подвидах заметки. Исследователи выделяют событийную заметку, анонс, аннотацию, мини-рецензию, блиц-портрет, мини-обозрение, мини-историю, мини-совет, зарисовку и некоторые другие.

Следует различать понятия новости (информационного сообщения) и заметки. Заметка — это не информация в «чистом» виде. Если сообщение, включаемое редактором в новостную колонку, отличается простотой и сдержанностью, то заметка — авторский материал, написанный по всем канонам журналистского творчества. Именно поэтому в заметке в большей или меньшей степени присутствует авторское «я», оценочное мнение редакции, а под ее текстом принято ставить подпись журналиста.

По негласным законам журналистики считается, что все неподписанные материалы — это беспристрастные новости, во имя объективности которых редакция намеренно отказывается от комментариев. Ценность же заметки — в другом. Автор, работающий над текстом данного жанра, не просто сообщает о случившемся, он замечает какой-либо факт в ряду других, своей публикацией обращает на него внимание читателей. Хотя в жизни далеко не всегда факты, замеченные журналистами, к сожалению, бывают достойны этого внимания.

 

Hosted by uCoz