Фельетон
Излюбленное оружие публициста
Фельетон — это камень, который дает широкие, далеко расходящиеся круги на воде.
Михаил Кольцов
Фельетон — произведение периодической печати, автор которого ставит цель осмеять какое-либо негативное социальное явление или даже зло. Юмор, ирония здесь выступают главным оружием журналиста. А осмеяние и разоблачение в фельетоне происходят через систему художественно осмысленных образов.
Редактор, которому посчастливится работать с текстом фельетона, прежде всего должен обратить внимание на факт, положенный в его основу. Основным фактом фельетона может стать не любой, а лишь как бы вобравший в себя все признаки явления, с которым борется автор. То есть факт, в котором эти признаки словно выпирают, гипертрофированы.
«Фельетон только тогда ценен, когда за фактом мы видим важные явления общественного порядка. Иначе это анекдот», — писал блестящий публицист Михаил Кольцов.
Второй важный момент — это осмысление в фельетоне. Данный жанр основывается на сатирическом анализе отдельных явлений действительности. Именно этот анализ играет в фельетоне первую скрипку, а не набор сатирико-юмористических приемов, которые журналист использует для осмысления и подачи материала.
Редактору следует помнить о роли и силе юмора в фельетоне. Далеко не все факты негативной социальной действительности уместно и нужно подвергать осмеянию. Есть вещи, над которыми смеяться кощунственно. Кроме того, смешное находит в фельетоне место не ради смеха. Здесь за смешным скрыта глубокая мысль автора. Смех в фельетоне — особый. Это смех над чем-то грустным, смех сквозь слезы.
«Нельзя представить себе, чтобы читатель смеялся над фельетоном от первой до последней строчки, — учил начинающих фельетонистов Кольцов. — Если читатель хотя бы раз улыбнулся — хороший фельетон, если два раза — отличный».
Подготовка фельетона — дело трудоемкое, требующее и усилий, и таланта. При его редактировании необходимо следить за последовательностью смысловых частей, логикой развития мысли автора, установлением причинно-следственных связей.
Большое значение в фельетоне имеет язык, точный и образный.
Фельетон по природе своей может обладать чертами других жанров. Именно поэтому исследователи выделяют ряд разновидностей фельетона. Различают «маленький» и «большой» фельетон. Иногда говорят о фельетоне-памфлете, фельетоне-очерке, фельетоне-рассказе, фельетоне-обозрении, фельетоне-диалоге, фельетоне-монологе, фельетоне-дневнике, фельетоне-письме, фельетоне-пародии, фельетоне-размышлении и т.д.
Особенностью данного жанра, вскрывающего комическую сущность отрицательных фактов и явлений действительности, является соединение трех начал: публицистического, художественного и сатирического. Отличительными чертами — идентификаторами — фельетона служат своеобразие тона, непринужденное, живое, окрашенное иронией изложение, присутствие неожиданных, резких переходов, сильно выраженная личность автора, непосредственно сталкивающегося с описываемыми явлениями и выступающего по отношению к ним как общественный обвинитель.
Как уже было сказано, сегодня практику публикации фельетонов в газетах и журналах нельзя назвать широкой и регулярной. Тем не менее произведения, обладающие чертами фельетона, можно увидеть на страницах «Литературной газеты», «Советской России», журнала «Журналист».
Из истории жанра
Считается, что фельетон возник во французской газете «Журналь де деба». В номера газеты стали добавлять отдельный листочек, в котором давалась политическая, хозяйственная информация, события моды, театра, светского общества. Этот листочек («feuille» в переводе с французского — «лист, листок») и стали называть фельетоном.