Очерк

«Опасный жанр литературы»

Надо уметь придать очерку такой дидактический характер, который будит мысль и заставляет читателя вместе с вами созерцать материал, внутренне сталкивать его.

Михаил Кольцов

Очерк — это один из главнейших и трудных жанров художественной публицистики. Особенность его заключается в соединении двух составляющих: художественной и аналитической. Автору очерка важно не просто исследовать свой предмет, а художественно его осмыслить, наглядно-образными средствами подчеркнуть проблемность ситуации, на частном случае показать общее. Именно художественностъ очерка необходимое условие его действенности.

В наши дни встретить данный жанр на страницах прессы — это большая удача. К сожалению, современные журналисты незаслуженно забыли об очерке. Очерк обладает удивительной публицистической силой, ведь не случайно еще «неистовый репортер» Эгон Киш называл его «опасным жанром литературы».

На что прежде всего следует обращать внимание редактору при работе над очерковым текстом? Блестящий публицист Михаил Кольцов в свое время советовал начинающим авторам уделять внимание двум вещам: композиции и языку.

Разумеется, при подготовке очерка огромную роль играют художественно-изобразительные средства. Сила очеркиста заключается в широком и умелом использовании пейзажа, портрета, диалога, описания, речевых характеристик и др.

Но вам не помогут даже самые красочные и изысканные художественные образы, метафоры и сравнения, если ваш замысел и структура текста выстроены нечетко. «Красочность» состоит вовсе не в прибавке жира в «блюдо», — писал Михаил Ефимович, — а в конструировании очерка, в умении как-то бесконечно по-новому располагать материал,...чтобы отдельные его куски и частицы электризовали друг друга, чтобы они складывались в общую конструкцию и конструкция эта не только устремлялась бы вперед, но и сама по себе держалась бы на «месте». Пожалуй, лучше и не скажешь.

С помощью чего достигается очерковость текста? Здесь редактору нужно помнить о четырех основных моментах.

Во-первых, важная характеристика текстов данного жанра —- документализм. Очеркист стремится детально представить произошедшее, не упустив ни одной значимой подробности. Но факт сам по себе не важен очеркисту. Главное, насколько он характерен для публицистической идеи, проблемы очерка.

Во-вторых, предметом очерка становится случай типичный, классический в условиях настоящего времени. То есть случай, ярко характеризующий и иллюстрирующий этап социального развития.

      В-третьих, данный типичный случай является проявлением явного или скрытого конфликта (противоречия). Драматизм — присущая черта очерка.

В-четвертых, огромное значение в очерке имеет образ. Эмоциональный, драматический и органически насыщенный, он представляет собой «обобщение жизни и оценку жизненных явлений».

Особое внимание редактору, работающему над данным жанром, следует уделять языку. Кольцов писал: «Из всех видов языков самый красивый, самый замечательный язык очерка, это язык самый точный, и, если ты найдешь для выражения какого-либо понятия самое точное слово, оно вместе с тем будет самым красивым».

По предмету отображения сегодня исследователи различают портретный, проблемный и путевой очерк. Тематика тоже может стать категорией для выделения разновидностей очерка: социальный, производственный, экономический и т.д.

 

План работы (пример):

1.  Проблема

Портретный очерк — это не просто описание человека, это материал, написанный в связи с осознанием какой-либо социально значимой проблемы.

Сформулируйте и опишите в общих чертах проблему, которую вы будете разрабатывать в очерке.

2. Собирательный образ

Если вы просто опишете своего соседа по парте, портретного очерка не получится. Это можно будет назвать описанием или зарисовкой. Ваша задача — увидеть связь образа конкретного человека с собирательным образом современного представителя молодого поколения. На частном показать общее, а на общем — частное.

Выпишите как можно больше характеристик собирательного образа представителя молодого поколения.

3. Противоречие

Суть очеркового образа есть противоречие. Очерка не выйдет, если вам не удастся увидеть и показать весь драматизм столкновения и сосуществования противоположных качеств.

Двумя-тремя предложениями «нарисуйте» положительный и отрицательный портрет героя нашего времени.

4. Акценты

Как правило, «газетные портреты» схематичны: 3-4 детали плюс «ведущая» деталь, характеризующая персонаж. Не случайно считается, что слово «очерк» произошло от слова «очерчивать», то есть буквально намечать штрихами, чертами.

Выпишите 3-4 детали, наиболее важные, на ваш взгляд, для характеристики героя. Постарайтесь найти доминирующую, «ведущую» деталь.

5. Описание персонажа

Опишите лицо, одежду, движения, мимику своего героя, его манеру держаться, общаться.

6. Черты характера

Выпишите как можно больше черт характера вашего героя: каков он дома, в учебной аудитории, на работе, в неформальной обстановке.

7. Ситуация

Та или иная ситуация как нельзя лучше характеризует человека. Вспомните случай, когда ваш герой повел себя неожиданным для вас образом.

8. Связки: герой — образ — проблема

Напишите предложение или несколько предложений, которые будут связывать образ вашего героя с собирательным образом и обозначенной проблемой.

9. Оценки

Сформулируйте свое отношение к персонажу. Ваша задача ненавязчиво и будто даже незаметно для читателя передать свою оценку несколькими словами, включенными в текст очерка. Какие это могут быть слова?

 

 

Hosted by uCoz