Памфлет

«Сочинение, полное яда»

Сатира самый наступательный, самый атакующий, самый вредоносный вид литературного  оружия.

                Михаил Кольцов

Памфлет — злободневное сатирическое произведение периодической печати, направленное на обличительную критику какого-либо реакционного явления, либо строя в целом, либо человеческих пороков, уничижение опасных в социальном плане личностей, носителей зла и утверждение нового и прогрессивного.

Если в фельетоне главным средством борьбы с социальным злом становится ирония, то памфлетист имеет дело с более грозным оружием — сатирой. Этим прежде всего и отличаются тексты данных жанровых форм.

Данный жанр обладает опасной сатирической силой. Не случайно выдающийся французский публицист, автор знаменитого «Памфлета о памфлетах» Поль-Луи Курье называл памфлет «сочинением, полным яда».

Редактору необходимо помнить, что сатиру памфлета следует использовать лишь в крайних случаях, когда все остальные известные средства перед лицом социального зла оказались бессильными.

Сатира как прием имеет свои особенности. «Сатира не должна быть осмеянием пороков и слабостей, но порывом, энергиею раздраженного чувства, громом и молниею благородного негодования. В ее основе должен лежать глубочайший юмор, а не веселое и невинное остроумие», — писал В.Г. Белинский.

Для памфлета характерна типичность, масштабность. Если фельетонист высмеивает некоторые черты героя, то объектом памфлетиста, как правило, становится человек, социальный тип в целом.

Данному жанру присущ драматизм, конфликтность. Известный памфлетист Жюль Ренар оригинально и точно описал непростую суть своей работы: «Нынче для того, чтобы сделаться памфлетистом, надо сначала быть великим лириком. Эпоха булавочных уколов миновала. Читатель позабавится лишь в том случае, если мы будем швырять друг другу в головы целые дома».

При редактировании таких сатирических произведений основное внимание следует уделить композиции: в ней заключается большая сатирическая сила памфлета.

«Здесь есть своя рама своей формы, — говорил Михаил Кольцов о памфлетно направленном очерке, — которая независимо от пройденного территориального, хронологического или какого угодно пути, замыкает тему в свой рисунок, в свой многоугольник или круг, дает свое начало и свой конец вещи».

Исследователи данного жанра, публицисты единодушно отмечали особый стиль, дух памфлета. Манера письма памфлета — это «единство «чувства и разума», органичный сплав логических доводов, богатого фактического материала (вплоть до цифровых выкладок), художественных и публицистических элементов и смеха, который имеет саркастический оттенок».

Памфлет на страницах прессы сегодня — явление чрезвычайно редкое. Это и понятно — чтобы работать в данном жанре, журналисту необходимо обладать незаурядными литературными способностями.

«Фельетонист или памфлетист это своего рода «человек-оркестр», который должен попеременно или даже одновременно что-то исполнять на разных инструментах», — так Кольцов определял нелегкую задачу журналистов, отважившихся работать в жанрах фельетона и памфлета.

Редактор же должен знать и уметь работать с такими методами художественно-публицистического осмысления действительности, как ирония, гротеск, гипербола, сарказм, литота, сатирическая типизация и др.

Из истории жанра

 

Единой точки зрения на происхождение термина «памфлет» не существует. Одни авторы утверждают, что «памфлет» — слово английское, другие — французское, третьи — греческое. По данному вопросу есть несколько мнений.

Так, некоторые исследователи считают, что слово «памфлет» закрепилось в XVIII в. в английском и французском языках, а затем перешло в лексикон других народов. Есть точка зрения, согласно которой впервые термин возник в Англии и встречается уже у Шекспира («Генрих VI», гл.1.). В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона говорится следующее: «памфлет {от англ. palme feuillet «ладонь» и «печатный лист») листок, который держат в руке». В «БСЭ» читаем: слово «памфлет» происходит от французского «palme feuillet» и означает «летучий листок». Здесь же — от названия популярной английской комедии XII в. «Pamphilius». Кроме того, другие исследователи полагают, что слово «памфлет» произошло от греческого «ратт fhlego», что в переводе означает «все воспламеняю», «все испепеляю» или «ярко пылающий». В литературе есть ссылки на то, что данный жанр был назван по имени одного из авторов — парламентария лорда Памфлета (1668 г.).

Первым памфлетистом считается древнегреческий баснописец Эзоп. Основоположниками европейского памфлета являются французский ученый, философ Блез Паскаль и английский писатель Бернард Мандевиль. В ряду имен отечественных памфлетистов первым называют имя Д.И. Писарева.

Редактору нужно различать памфлет и пародию.

Пародия — сатирическое произведение периодической печати, основным средством которого является имитация героев, высмеиваемых пародистом. Подражая своим персонажам, журналист тем самым обращает внимание аудитории на какие-либо негативные стороны, изъяны в характере, поведении своего объекта. Поэтому главное в таких материалах — это точность в изображении пародируемого явления.

Смех пародиста имеет свои особенности. Если в фельетоне основной формой отображения действительности является ирония, в памфлете — сарказм, в эпиграмме — острота, то главным оружием пародии становится насмешка.

Способность к пародированию — весьма ценное, но, к сожалению, редкое в журналистике качество. Однако пародии время от времени появляются в печати.

 

 

 

Hosted by uCoz